«Особенности экономического управления предприятиями сферы услуг»
Анотація
На сегодняшний день сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, поэтому она чутко реагирует на потребности и спрос населения. Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики.
Рынок услуг имеет свои специфические особенности, а именно высокая динамичность рыночных процессов, высокая скорость оборота капитала, специфика организации производства услуг, высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры, территориальная сегментация, высокая степень дифференциации услуг, короткий производственный цикл сферы деятельности, зависимость роста спроса на услуги от платежеспособности населения [1, c.96].
При эффективном управлении предприятием необходимо учитывать приведенные выше особенности рынка по предоставлению услуг.
Экономическое управление предприятием – это направление менеджмента, обеспечивающее достижение тактических и стратегических целей предприятия на основе экономического и финансового планирования и контроля, регулирования внутренних и внешних экономических отношений [2, c.124]. Тактическое управление предприятием предполагает детальную разработку и осуществление определенных мероприятий по осуществлению выбранных стратегий. Стратегическое управление позволяет предприятию вести эффективную деятельность длительное время на рынке за счет повышения уровня конкурентоспособности.
Основными целями управления являются максимизация прибыли и уровня рентабельности деятельности, создание конкурентных преимуществ, укрепление своих позиций на рынке услуг, удовлетворение потребностей населения, приспособленность к изменяющимся условий экономики.
Экономическое управление предприятием в сфере сервиса включает в себя следующие составляющие: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет, анализ, а также контроль.
Для малых и средних предприятий по предоставлению услуг возможно использование методов управления, которые учитывает особенности территориального рынка, на котором действует предприятие, специфика сферы деятельности (оказание определенного вида услуг) и наличие необходимых ресурсов. Существуют такие методы управления предприятиеми сферы сервиса: маркетинговые исследования, экспертные методы, PEST-анализ, SWOT-анализ, анализ финансово-хозяйственной деятельности, факторный анализ, нормативный метод, балансовый метод,метод «дерево целей», факторный анализ данных экспертной оценки, метод сравнительного анализа, интуитивные методы, оценка реальной ситуации, метод расчета интегрального показателя, графический метод, методы линейного программирования и математической статистики, корпоративное моделирование, методы планирования отдельных показателей [3, c.35].
Для повышения эффективной деятельности предприятия сферы услуг необходимо проводить рациональное экономическое управление на основе проведения анализа большого объема информации и экономических расчетов разнообразных хозяйственных альтернатив в процессе планирования, контроля и регулирования как производственной так и хозяйственной деятельности предприятия, а также использование научных подходов и методов, что обеспечит повышение конкурентоспособности предприятия и получение максимальной прибыли.
Научный руководитель: к.т.н., доцент Скачков А.Н.
Посилання
1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций. Москва: КНОРУС, 2004, 296 с.2. Панагушина В. П. Экономика предприятия: конспект лекций. Москва: ИВАКО - АНАЛИТИК, 1999. 208 с.
Беляев В.К. Экономическое управление предприятием в сфере сервиса: учеб.пос. Иркутск: БГУЭП, 2014. 202 с.