Наукові конференції України, VІIІ Всеукраїнська науково-практична конференція «Сучасні підходи до управління підприємством»

Розмір шрифту: 
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Оксана Анатольевна Евсеева

Остання редакція: 2015-04-22

Тези доповіді


Рассматривается развитие малого и среднего бизнеса в России в историческом контексте. Обобщаются этапы развития малого и среднего бизнеса в России, выявляются особенности и перспективы для дальнейшего развития в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, развитие, особенности, перспективы развития малых и средних предприятий.

The development of small and medium-sized businesses in Russia is considered in a historical context. The author summarizes the stages in the development of small and medium-sized businesses in Russia, identifies features and prospects for further development in the current market conditions.

Keywords: small and medium business, development, features, development prospects of small and medium-sized enterprises.

 

Вступление. Современная экономика развитых стран в большинстве базируется на развитом секторе малого и среднего бизнеса. Ежегодно более 70% инноваций в мире возникает именно в данном секторе [1,с.159], 99% компаний в Европе относятся к малым и средним [2]. Эффективное развитие малого и среднего бизнеса в России, ориентированное на внутренние источники поддержки, в современных условиях – в условиях жестких экономических санкций со стороны западных стран, сложной обстановки в Крыму и на Украине, может послужить основой для успешного преодоления кризисных явлений в экономике страны. Эффективное управление развитием должно базироваться на тщательном анализе уже имеющегося опыта путем выявления особенностей каждого из этапов развития и определения имеющихся перспектив. В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы развития малого и среднего бизнеса в России в историческом контексте.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам экономического развития посвящены фундаментальные и прикладные труды Й. Шумпетера, Дж. Форрестера, Дж. Медоуза, Солоу, Н. Кондратьева, С. Глазьева, М.Хироока, А. Акаева, В.В. Ивантера и других ученых. Существенный вклад в теорию и методологию управления малым и средним бизнесом внесли  труды многих отечественных и зарубежных ученых: П. Друкера, К. Веспера, Г. Пиншота, Р. Хизрич, М. Питерса, А. Хоскинга, А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, В. В. Радаева, Осипова Ю. М.

Однако в отечественной науке системная методологическая основа эффективного управления развитием малых и средних промышленных предприятий, стратегий его успешной реализации требуют дальнейшего развития в  связи с новыми тенденциями в экономике, и должны быть разработаны с учетом уже имеющегося опыта в ходе исторического развития страны. Поэтому исследование этапов развития российского малого и среднего бизнеса, выявление особенностей и дальнейших перспектив его развития является актуальным.

Постановка задачи. Целью исследования является обобщение исторических этапов развития российского малого и среднего бизнеса, выявление особенностей и перспектив для его дальнейшего развития в современных экономических условиях.

Результаты исследования. Малый и средний бизнес (МСБ) в России в настоящий момент присутствует на всей территории страны, и при этом необходимо заметить, что он прошел значительное количество этапов становления, обладающих рядом особенностей.

Первый этап становления малого и среднего бизнеса длился до 1917 г. – до Великой Октябрьской революции, и в этот момент на его долю приходилось более 60% производства промышленных и сельскохозяйственных товаров, 70% розничной и 30% оптовой торговли. Таким образом, можно сделать вывод, что в тот период малый и средний бизнес фактически являлся основой для развития реальной экономики.

На втором этапе, продлившемся до 30-х годов XX столетия после классовой борьбы значительная часть малых и средних предприятий оказалась разрушена и разорена. Советы позволили подняться промышленности за счет малых и средних предприятий с частным капиталом: предприниматели брали в ренту торговые и промышленные предприятия, открывали магазины и небольшие производственные цеха. В 1922-1923 гг. на долю среднего и малого бизнеса уже приходилось более 25% промышленности, 83% мелкорозничной и 15% оптовой торговли.

Следующий этап (1930-1953 гг.) связывают с правлением И. Сталина. Он ориентировался только на крупные предприятия, даже, несмотря на то, что почти 50% советских предприятий уже тогда были не крупными, а средними и малыми. Для малых и средних предприятий сталинского периода численность персонала в среднем не превышала 100-150 человек. При этом доля малых и средних предприятий в общем объеме ВВП СССР составляла всего 10%: до 90% продукции Союза были самолеты, ракеты и танки, и только 6-10% - колбаса, одежда, бытовая техника и коммунальный сервис.

Начиная с 1953 до 1986 года малый и средний бизнес работал «в тени»: в эти годы доля теневой экономики в области малого и среднего бизнеса достигла рекордных размеров.

Уже в 1986 году именно на территории СССР появились первые абсолютно легальные и стопроцентно частные производства, предприятия розничной торговли и общественного питания. Экспериментальной зоной создания советских независимых предпринимателей стали страны Прибалтики и Эстония.

Официальная история мелкого и среднего предпринимательства берет свое начало в 1987 году, со вступлением в силу закона "Об индивидуальной трудовой деятельности", официально утвердившего частный способ получения дополнительных выгод работниками государственных учреждений[3]. Именно 1988-й стал «стартовым» для предпринимательства годом: в этом году приняли закон "О кооперации СССР"[3]. В Финансовых инспекциях (нынешних налоговых) не было нормальной компьютерной базы: расчеты велись с помощью калькулятора и рассчитывались непосредственно налоговыми работниками. Большая часть малых и средних предприятий специализировалась на строительстве и производстве. В целом только за два года – с 1988-го по 1989-й - число действующих кооперативов выросло в 6 раз, численность занятых - в 9 раз, а объемы произведенных и реализованных товаров, работ и услуг – в 17 раз. Также этот период характеризуется сотрудничеством малых, средних и даже части крупных предприятий с организованными преступными группировками.

1992-1995 годы характеризуются экономистами как период шоковой терапии. Тысячи людей остались без работы: в стране закрывались НИИ, свернули деятельность заводы и фабрики, галопирующая инфляция мгновенно поглощала все накопления. В 1992 году в стране было зарегистрировано около 300 тыс. малых и средних предприятий, а в 1994-м их было уже около 900 тысяч [4, с.19]. Однако из-за высоких темпов инфляции и дефицита денежных ресурсов производство стало крайне рискованным и убыточным. Поэтому предприниматели осваивали розничную и оптовую торговлю (привозили товары из-за рубежа).

В 1998 году российская экономика находилась в состоянии кризиса и большинство малых и средних предприятий оказались не рентабельными.

1999-2009 гг. из-за высокого курса доллара импорт постепенно становился менее выгодным, что послужило ещё одним толчком к развитию малого и среднего предпринимательства.

2009 год по настоящее время – период попыток задавания нового вектора развития для малого и среднего бизнеса, причем ситуация в 2009 году наблюдалась тому, что происходило в 1998 году, когда кризис унес сотни «жизней» малых и средних предприятий. Однако, к концу 2010 года ситуация немного улучшилась, так как государство начало вводить активные программы поддержки развития предпринимательства как на региональном, так и на федеральном уровнях. Современная же ситуация такова, что мы вошли в очередной кризис и фактически блокировали прямые возможности для развития сектора малого и среднего бизнеса. Нет возможности развиваться за счет кредитования – банковские ставки высоки. Отсутствует четкая система контроля и дальнейшего сопровождения получателей государственных субсидий, в связи с чем создаваемые предприятия закрываются после первого года своей работы. В то же время складывается очень благоприятная ситуация с позиции использования собственных внутренних ресурсов страны – за счет политики импортозамещения обратиться к местному производству товаров и услуг. Это шанс для экономики страны, используя уже имеющийся опыт, обратиться именно к данному сектору с целью дальнейшего успешного развития всей страны.

Автором были проведены дополнительные исследования с учетом имеющегося исторического опыта по анализу негативных факторов влияния кризиса на развитие малого и среднего бизнеса.

В целом можно отметить, что в случае возникновения кризисных явлений малые и средние предприятия:

1) замораживают все проекты, ориентированные на развитие;

2) стараются по максимуму сократить инвестиционные и налоговые расходы;

3) тщательно контролируют и пересматривают методы работы с контрагентами;

4) наращивают привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестают пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним ограничен.

По итогам проведенных исследований были сформированы ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса в России с учетом кризисных явлений:

Необходимо обратить внимание на высокую зависимость МСБ от внутреннего спроса: если произойдет его сокращение, то сократятся оборотные средства, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки, и, как следствие, приведет к сокращению объемов выпуска продукции, сокращениям сотрудников и отказа от проектов собственного развития и расширения деятельности.

Для малого и среднего бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров.

Увеличивается риск приостановки деятельности, а также распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий.

Выводы. К основным особенностям развития российского малого и среднего бизнеса можно отнести:

-  отсутствие стабильной государственной поддержки: на ряде этапов малым и средним предприятиям вообще не уделялось должное внимание;

-  реальная экономика долгое время не ассоциировалась с малым и средним бизнесом (в советский период);

-  длительный период пребывания в зоне теневой экономики и нежелание выходить «из тени», отсутствие доверия к власти чиновников.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что для эффективного управления развитием малого и среднего бизнеса необходимо усиливать существующие государственные институты поддержки – именно они в свое время способствовали развитию вышеназванного сектора экономики. Наряду с развитием государственной поддержки важно использовать и внутренние резервы у самих предприятий.

Кроме того, самим предприятиям необходимо заниматься поиском методов достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях непрерывных изменений. При этом развитие и эффективное использование внутреннего потенциала организаций на основе инноваций, противостояние угрозам обостряющейся и становящейся глобальной конкуренции – особенность развития современного стратегического менеджмента [5, с.114]. Поэтому, на наш взгляд, это еще один немаловажный аспект, на который предприятия должны обратить внимание, а не рассчитывать только на изменения внешней среды.

Литература

1. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: сб.науч.тр. / под науч. ред. А.Ф.Шуплецова. - Иркутск: Изд - во БГУЭП, 2007 – 205с.

2. Малый и средний бизнес – ключ к росту экономики. 08.10.14 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://ru.euronews.com/2014/10/08/smes-charting-europe-s-path-to-recovery/ (Дата обращения: 28.02.2015)

3. Кооперативы в СССР [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 (Дата обращения: 21.02.2015)

4. Варламова Ю.А. Влияние цикличности на сберегательное поведение домашних хозяйств в российской экономике/ Ю.А.Варламова //Вестник Пермского университета. Серия Экономика. - Пермь, 2013. – №1. – с.17-24.

5. Евсеева С.А. Стратегии поведения организаций в меняющемся мире / В.Р. Окороков, С.А. Евсеева, О.А. Кальченко // Научно-технические ведомости  СПбГПУ. Экономические науки.– СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – №6. – С. 112-115.