Наукові конференції України, VІIІ Всеукраїнська науково-практична конференція «Сучасні підходи до управління підприємством»

Розмір шрифту: 
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Ліна Петрівна Артеменко, Айна Атаева

Остання редакція: 2015-04-22

Тези доповіді


В статье проанализировано современное состояние и тенденции развития молокоперерабатывающей отрасли Украины. Рассмотрены проблемы функционирования молоко продуктовых предприятий на внутреннем и внешних рынках, также раскрываются проблемы обеспечения конкурентоспособности молочной продукции. В соответствии с этим разработан ряд рекомендаций  по повышению уровня конкурентоспособности украинских молокопродуктов на внешних рынках, укрепление рыночных позиций и увеличение доли на мировом рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность, молокоперерабатывающая отрасль, экспортные возможности, внешний рынок, молоко продуктовые предприятия.

The article analyzes the current state and development trends of the dairy industry in Ukraine. The problems of the functioning of the milk product companies in the domestic and foreign markets, also reveals problems of competitiveness of dairy products. Accordingly, a number of recommendations to improve the competitiveness of Ukrainian dairy products in foreign markets, strengthening market position and increase its share of the global market.

Keywords: competitiveness, dairy industry, export opportunities, foreign market, dairy production enterprises.

Вступление. В условиях усиленных интеграционных процессов, необходимо повышение уровня конкурентоспособности производства и продукции, наращивание экспортного потенциала и улучшения результативных показателей деятельности субъектов агропромышленного производства [1]. Молокоперерабатывающая отрасль традиционно является одной из важнейших сфер агропромышленного производства, степень развития, которой играет важную роль, как для продовольственной безопасности Украины, так и для её экономики.  Таким образом, исследование конкурентоспособности молокоперерабатывающей отрасли Украины приобретает большую актуальность для развития национальной экономики страны.

Конкурентоспособность предприятия исследовалась многими учеными, начиная с работ А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса, Дж. Кейнса, Й. Шумпетера, и заканчивая трудами их последователей отечественных и зарубежных ученых А.Е. Воронкова, М. Портер, В. Стивенсон, Р.А. атхутдинов.

Постановка задачи. Цель научной статьи – разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности молокоперерабатывающей отрасли Украины на внешних рынках.

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды ведущих зарубежных и отечественных ученых. При проведении данного исследования были использованы следующие методы: обобщение, сравнения, системного подхода, анализа и синтеза, инструменты пакета Microsoft  Office.

Результаты исследования. Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать, либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия) [1]. Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции. Производство молока и молочных продуктов имеет свои специфические хозяйственные и организационные особенности: короткий срок хранения продукции в сыром виде; наличие широкого ассортимента продуктов переработки; потребность в кооперации и интеграции, обусловленная особенностями переработки молока [2].

Факторы, которые влияют на формирование рынка молока и молочной продукции, можно разделить на две группы:

1) факторы внутренней среды: количество поголовья коров, среднедневной удой молока, технологии, персонал, производственная и организационная структура предприятия, технологии, учет и регулирование производственных процессов, уровень квалификации персонала, качество менеджмента, оборудование, развитость сбытовой (дилерской) сети [4];

2) факторы внешней среды: политика государства (фискальная, кредитно-денежная, аграрная, внешнеэкономическая и др.); состояние экономики; развитие конкуренции.

Сегодня рынок молока и молокопродуктов Украины характеризуется значительным сокращением поголовья коров в хозяйствах всех категорий, уменьшением объемов производства молока, ростом цен на продукцию, уменьшением уровня платежеспособного спроса и, соответственно, количества потребления молокопродуктов.

Вызывает сильную обеспокоенность активное вырезание скота (сравнение поголовья по первому месяцу 2014 и 2015 гг. говорит само за себя: 2431,5 тыс. голов и 2275,8 соответственно) [2].

Внутренний рынок молокопродуктов представлен большим количеством компаний, которые ведут конкурентную борьбу за лидерские позиции. Анализируя современную рыночную ситуацию можно отметить, что высокий уровень конкуренции наблюдается в таких сферах как ценовая стратегия,  маркетинг,работа с клиентами и дизайн продукции.

Согласно статистическим данным, 75% общего производства молочной продукции припадает на долю 20 крупнейших компаний [3]. Анализ производства молочной продукции по его отдельным видам свидетельствует о значительном сокращении объемов производства в 2014 г. по сравнению с аналогичными показателями в 2013 г. [2]. Рост наблюдается только по категории «молоко обработанное жидкое» и составляет 8,6%.

 

Рис. 1. Топ 20 украинских производителей молочной продукции 2014 г.

Источник: [3]

Наибольший спад наблюдается в производстве жирных сыров -23%. [3] По этим данным можно сделать вывод, что в течение указанного периода экспорт сыров из Украины уменьшился (на 26%) до 59 тыс. т., в основном, за счет РФ. [3] Но, в связи с повышением цены стоимость экспортируемого сыра снизилась лишь на 15 %.

Таблица 1

Производство молочной продукции в 2010-2014 гг., тыс. т

Виды молочной продукции

Года

2010

2011

2012

2013

2014

Молоко обработанное жидкое

801

770

822,3

871,2

946

Молоко сливочное

84,8

75

92,3

97,8

92,8

Спреды и смеси жировые

80,8

72

79,7

81,4

53,1

Сыр свежий

92,9

85

87,2

88,1

82,8

Сыры жирные

249

228

224

215

164

Кисломолочные продукты

534

492

497

472

432

Источник: [3]

Следует отметить, что в 2013 г. по сравнению с предыдущим 2012 г., стоимость экспортируемого сыра, при уменьшении его количества на 13%, не только не снизилась, но и выросла на 1% – до 362,3 млн. долл. США. Общая стоимость экспортируемых молочных продуктов выросла на 4 % и составила в 2013 г. 515 млн. дол. [3].

Для развития украинской молокоперерабатывающей отрасли необходимо разрабатывать надежную законодательную базу, применять лучший производственный и управленческий мировой опыт. Украинская молочная продукция имеет перспективы не только на европейских, но и на мировых рынках. Кроме активной работы по сертификации по европейским стандартам, нужно активно работать и с другими регионами мира. Дипломатическими усилиями согласовывать требования и сертификаты для открытия новых рынков.

Таблица 2

Объем экспорта молочных продуктов в 2012 и 2013 гг., тыс. т

Код

Наименование товара/года

2012

2013

Темп прироста,%

401

Молоко и сливки, не сгущенные

16,3

7,6

47%

402

Молоко и сливки, сгущенные

33,2

30,3

91%

403

Масленка, ферментированные или сквашенные молоко и сливки

4,6

3,3

71%

404

Молочная сыворотка

19,0

34,4

181%

405

Масло сливочное

1,2

3,9

331%

406

Сыры

79,3

59,0

74%

Источник: [3]

Критическим для украинской молокоперерабатывающей отрасли является преимущественное производство молока личными крестьянскими хозяйствами (ЛКХ). [2] Это обуславливает низкое качество молока, также молочное скотоводство в ЛКХ характеризуется низкой производительностью труда, несоблюдением санитарно-гигиенических условий при содержании коров и тому подобное. Подобную ситуацию со структурой производителей молока имели Польша и Франция. С целью наращивания поголовья коров эти страны осуществляли стимулирования мелких товаропроизводителей путем доплат за каждую голову прироста. Сейчас минимальный размер ферм в Польше не менее 15 голов, во Франции – не менее 40 голов. [2]

Решить проблему повышения качества украинской молокоперерабатывающей отрасли и обеспечить наращивание объемов производства молока можно путем внедрения организационно-экономических стимулов: в сфере производства: активизация развития и наращивания объемов производства молочного сырья; технико-технологическое перевооружение аграрных предприятий на основе использования новейших биотехнологий, снижения электропотребления, повышения качества молочного сырья и повышения уровня конкурентоспособности на внутреннем рынке; в социальной сфере: повышение мотивации персонала, сохранение трудовых ресурсов и наращивание интеллектуального потенциала кадров, как сырьевой, так и промышленной сферы переработки молока; в институциональной сфере: совершенствование государственной политики защиты конкуренции на рынке молочного сырья и молочных продуктов, государственное стимулирование экспорта молочной продукции,  внедрение и использование мировых стандартов, активное стимулирование наращивания поголовья коров, развитие инфраструктуры хранения, транспортировки и логистики движения молочного сырья и молокопродуктов.

Выводы. Обобщение результатов научного исследования позволило определить основные перспективы направления для повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающей отрасли Украины: совершенствования стандартов качества молочного сырья и молочных продуктов с учетом требования мировых тенденций; постоянное обновление ассортиментного ряда продукции; применение рыночных стратегий продвижения товара на рынок; интенсификация использования объектов интеллектуальной стоимости и рост стоимости рыночного бренда молокоперерабатывающих предприятий; повышения уровня конкурентоспособности украинских молокопродуктов на внешних рынках, укрепление рыночных позиций и увеличение доли на мировом рынке.

Молокоперерабатывающей  отрасли Украины необходимо решать многие задачи, основные из которых связаны с необходимостью: дальнейшего укрепления собственного производства продукции на основе динамичного развития аграрного комплекса в целях снабжения населения молочными продуктами, промышленности - сырьем в объемах, необходимых для экономического роста, увеличение экспорта при сокращении до рационального уровня импорта продовольственных товаров; оптимизация объемов производства и переработки молока; увеличение конкурентоспособности продукции, что позволит значительно расширить экспортные возможности предприятий, повысить доверие к ним на международном рынке.

Научная новизна состоит в усовершенствовании комплексных исследований приоритетных направлений и перспектив дальнейшего эффективного функционирования молокоперерабатывающей отрасли Украины и выхода украинских производителей молокопродуктов на мировой рынок; определение основных перспективных направлений для повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий.

Литература

  1. Ефименко А.Ф. Современные тенденции и развитие рынка молока и молочной продукции [Текст]: монография / А.Ф. Ефименко; «Техника и технология пищевых производств». – 2011. – №1.
  2. Национальный агропортал Украины [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Latifundist.com.
  3. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Государственный комитет статистики Украины. – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
  4. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб.пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 192 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/.
  5. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / Е.М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2005. – 454 с.
  6. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо. – 2005. – 544 с.
  7. Пострелова А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]: А. В. Пострелова, М. С. Маркин //  Молодой ученый. – 2013. – №6. – С. 398-402. - /Режим доступа:  http://www.moluch.ru/